Добавить в избранное

Мой форум >>>

Рекомендуем:

Анонсы
  • Саморазрушение (фоторабота) >>>
  • Когда я не сплю... >>>
  • Меня назовут Василисой... >>>
  • Господи-боже, за что же? >>>
  • Про странного человека и его собаку >>>


Новости
СТИХИ О ЗИМЕ >>>
ДЕРЕВЕНСКАЯ ЛИРИКА >>>
СТИХИ ПРО ОСЕНЬ >>>
читать все новости


Стихи и обсуждения


Случайный выбор
  • Когда за тобою закроются двери  >>>
  • Натюрморт с луком  >>>
  • Орхидея (тематика - цветы)  >>>

 
Анонсы:


Анонсы
  • Про Новый Год,меня и Деда Мороза >>>
  • Октябрь >>>
  • Не всклад - не в лад... >>>
  • Туманность Андромеды >>>
  • Чайник >>>


Новости
мини - сказка "ЧАЁВНИЦЫ" >>>
СМЕШНЫЕ СКАЗКИ В СТИХАХ >>>
ПОВЕСТИ, РАССКАЗЫ... >>>
читать все новости



Что есть музыка? (авторская статья)

 

 

Один из самых главных вопросов многих музыкантов и меломанов: "Что есть музыка?" 
 Кто-то считает это просто невинным развлечением, кто-то звуковым спутником жизни, кто-то этим вообще не заинтересован, а кто-то считает целым миром.


 Слегка углублюсь в этот вопрос.
Что из себя представляет музыка в целом? Если судить по форматным выводам многих консерваторий - это гармонично складывающиеся ноты, извлекающиеся инструментами, настроенными, как правило, в одной тональности. Но ведь гармоничность и соответствие тонов - это разве не приоритет исключительно людей? Разве вообще гармоничность в этом вопросе не субъективна в целом?


 Если рассуждать с позиции создателя-природы (для пантеистов Бога), у которой нет нервной системы и психологического восприятия, идентичного человеку, (если конечно не вдаваться в подробности о том, что человек и есть единица природы), то границы гармоничности и эстетики стираются вообще. Существует неимоверное количество звуков, создаваемых повседневно (даже не человеком!), и музыкой можно назвать любой из этих звуков и доказать то что "звуки природы" - есть музыка, приведя факты своего восприятия этого термина в целом.


 Этой идеи придерживался Луиджи Руссоло, создавший "театр шумов", который в своё время НЕ пользовался успехом опять же из-за слишком закрытого в рамки восприятия людьми музыки. Луиджи имел в распоряжении всевозможные перкуссии, своеобразные горны и различные подручные средства, "какофония" которых создавала неоднозначные, но явно не позитивные эмоции. Но ведь создавала... Психологическое восприятие было, подача звуков была, была реакция на звук, была музыка!


 Кстати этот феномен дал зерно зарождения такому жанру как noise. Один из представителей популярной J-noise группы отвечал на пенобрызжущие выпады музыкальных критиков по поводу их творчества так: "У нас шум, а не музыка? А что такое музыка в целом? Если вы называете шумом всего лишь то, что не приятно вашему уху, то для меня коммерческая поп-музыка является истинным проявлением шума." И в большей мере он был прав, после чего вопросы и хаяния критиков оборвались на корню.


 Итак, что мы имеем на данный момент? Существует звук/шум/поток вибраций, вызываемый механическими действиями. Существует термин "музыка", который, как оказалось, придаётся шуму только путём личного восприятия и понимания этого термина. Кто-то ограничивает рамки своего понимания музыки   всего лишь отдельными проявлениями звучания, а кто-то выходит за все рамки человеческого восприятия и принимает музыку как всё, что слышит. Нравится или не нравится - это уже дело исключительно личное.


 Но разве музыка - это только то, что слышно? Попробуем разобраться. 
Как говорится, вначале было слово. Неужели? Что такое слово? С позиции человека слово - это такая структура:
 1.мысль
 2.образ
 3.воспроизведение
 4.восприятие оппонентом этого образа (если оппонент имеется).


Первые 2 термина (мысль и образ) могут вполне меняться местами, ведь порой подсознательно мысль появляется только после ассоциативного образа. То есть получаем:  вначале было слово. А в начале слова был образ.
 Музыка (любая по структуре своей) идентична "слову". Пример:
Музыкант сначала  имеет мысль или ассоциативный образ, затем он начинает воспроизводить/материализовать этот образ. То есть Музыка - это не только шум/звук, но есть материализованный образ...Значит музыка имеет духовную почву. Она не только рождается духовным миром человека, но и воздействует на него.


 Кроме того, музыка существует в нескольких (а возможно и бесконечном количестве) проявлениях, вот основные:
1.образное
2.графическое (нотная таб.)
3.фонетическое, которое в последствие опять воздействует на образное восприятие.


 Музыка играла серьёзную роль во всевозможных очень древних этнических ритуалах разных народов. К примеру, нордические арийские народы имели целую графическую и фонетическую систему под названием руны,которые датируются происхождением чуть ли двухмиллионным столетием до н.э., и первый протогерманский футарк (рунный алфавит) был найден на территории Дании. Так вот, эти руны,  (каждая из них) имели свою графическую, образную и фонетическую структуру, при правильном соблюдении которой получались всевозможные песнопения, оказывающие воздействия на человеческое подсознание в различной степени. Степень и форма воздействия зависела от разной комбинации этих рун. К примеру, определённые сочетания фонетических особенностей нескольких рун были способны привести человека в транс и побудить на определённые действия (вплоть до исцеления или ущерба организму), что, кстати, практиковалось и у африканских народов, практикуется и по сей день у восточных монахов (Мантра), практикуется столетиями и в христианской конфессии (молитвенные песнопения). Всё это имеет древние языческие корни... Имеет древние корни у людей, как только они научились "обращаться" с музыкой и познали что это такое. Но если музыка - изначально нематериальный образ и являет собой шумы, создаваемые не только человеком, то она была задолго до человека и скорее всего была всегда.


 И далеко уже для всех не новость, что музыка, тем или иным образом , воздействует на живые биологические организмы и даже различные субстанции, являясь фактически одной из играющих важную роль в формировании природного мироздания силой. Звук, как и большинство главенствующих стихий, несёт в себе как созидающий, так и разрушительный характер.То есть способен поддерживать вечный баланс хаоса и созидания.


 Делаем ещё один вывод: музыка - феномен, имеющий проявления во всех возможных факторах (от образа, до материального), существующий независимо от человека и его восприятия, воздействующий на живые организмы и духовный мир человека (а возможно и не только его). Фактически, это одна из природных стихий.


 Существует такое понятие как "альтернативная музыка"- то есть альтернатива устоявшемуся формату понимания музыки. Жанров, стилей и поджанров (а так же их скрещиваний) этой альтернативы существует просто миллионы. От Trip-Hop до Breakbeat и Metal, от Grindcore до NeoClassic и nu metal и т. д. Каждый из них несёт свою смысловую нагрузку, созидательный или разрушительный характер , или же релаксирующее действие,побуждающее отказаться на время прослушивания от каких-либо мыслей. Они все до нельзя разные, но есть один фактор, который объединяет все жанры альтернативной музыки, и о котором уже забыло (или не знало) большинство слушателей. Этот Фактор - осознание того , что такое музыка, какое она оказывает влияние, и какой получается выход за рамки исключительно однобокого и консервативного человеческого восприятия. Что в последствии ведёт к более глубокому пониманию и мироощущению.


 Многие "проповедники" и "мастера" всех мастей говорят, что музыка, как искусство, должна нести исключительно созидательный характер. Позвольте! Музыка, как независимый феномен никому ничего не должна. Это всё равно что объяснить цунами, что оно должно уничтожить десятки человеческих жизней (как ни странно оно является обязательным явлением соблюдения демографии, не смотря на его ужасающую разрушительность). Или приказать траве расти летом. И  если вникнуть в то, что написано выше, то можно понять, что музыка - это больше чем искусство. Искусство - человеческий фактор, это материализация образа, но основанная исключительно на человеческом восприятии и не существующая без самого человека, как без своего творца. Звук/музыка/шум выходит за рамки искусства в более глобализированной форме.


 Музыкант - это человек, научившийся управлять определёнными звуками, умеющий работать над звукоизвлечением, и, соответственно, способный влиять на чужое сознание (а в дальнейшем и действия). Он может делать это в корыстных целях или исключительно удовлетворяя свою эстетическую потребность, но всё же он остаётся единицей, которая научилась в какой-то степени управлять или скорее взаимодействовать с этой стихией. Звук - достаточно мощный инструмент, правильно преподнося его, можно  добиться удивительных вещей - великих и созидающих. Музыка эпохи классицизма повлияла на вдохновение многих архитекторов, художников и проектировщиков, которые в последствии создали всё то, что навечно занесено в историю и послужило прорывом в эволюции человека. Страшные и разрушительные: бум панк культуры уничтожал (отфильтровывал) пачками молодых людей Англии, пропагандируя маргинальный и алкоголизированный образ жизни.


 Музыка может служить оружием, к примеру целое поколение, выросшее на хардкор культуре и песнях таких групп, как Madball, сложило прочное и жёсткое воинственное мировоззрение и в любой момент может оказать сильное сопротивление властям. Хотя это уже происходит, и не редко. Именно поэтому власти, так скрупулезно старающиеся контролировать всех и каждого, скармливая то, что отучает думать, так боятся настоящих представителей альтернативной культуры.


 Сделаем последний вывод:
Музыка/Звук - это самостоятельно существующий феномен, проявляющийся в разных видах, не зависящий от человеческого восприятия. Это стихия, часть природы, а соответственно и Бога в пантеистическом или языческом понимании. Это созидание и разрушение в одном лице. Музыка может быть как простым спутником, так и орудием в борьбе "за" или "против", если ты "владеешь" ей. Музыка не подчиняется человеческим законам, она просто может гармонировать с ними.


 Лично для меня музыка - это и есть одно из проявлений Бога или Дьявола (что для меня фактически одно и тоже) или, как минимум, посредник между мной и им. Музыка - это конфессия, которую я исповедую, и со мной её исповедуют тысячи других музыкантов, понимающих её суть и возможности.

(автор статьи - Андреев Александр (Nexo), 2011 г.)

 
К разделу добавить отзыв
От Антон Д.
Здравстуйте, молодой человек!
С большим интересом прочёл Вашу статью. Хорошая, цельная работа. Во многом с Вами согласился, в особенности насчёт того, что музыка никак не укладывается в определённые форматы. Очень интересно было суждение насчёт термина "слово" и того, что музыка - это часть природы, из чего Вы сделали вывод, что музыка существовала в независимости от человека и "по всей видимости существовала всегда". Радует другое - что нынешняя молодёжь ДУМАЕТ...очень это радует. Значит, не всё потеряно.
Прослушал Ваши композиции (и Вашей группы NSD тоже). Понимаю, что материал на сайте видимо только выставляется, так как мало и самой музыки, и фотографий...Однако впечатление своё сложил. Музыка тяжёлая, экспрессивная, не совсем в моём вкусе, но качественное исполнение налицо.
Желаю Вам дальнейших творческих удач!


01/03/2011 12:39
От Nexo
Благодарю за отзыв. Приятно, что вы разделяете мою точку зрения.
С уважением, Nexo
01/03/2011 20:05
<< < 1 > >>
Права на все материалы принадлежат автору. При цитировании ссылка обязательна.